Шаровая опора является важным элементом автомобильной подвески, который обеспечивает комфортную и безопасную эксплуатацию транспортного средства. Обычно, шаровую опору меняют по наступлению ее критического износа, но любому автолюбителю стоит знать, как предотвратить это преждевременное разрушение, продлить срок службы элемента, а в крайнем случае – как правильно подобрать замену «из-под пера» самого качественного производителя.
Общие сведения
Конструкция шаровой опоры (ШО) представляет собой механический узел системы подвески в автомобиле, который отвечает за безопасный поворот ступицы колеса в горизонтальной плоскости в нужную сторону по ходу движения. В среднем, этот узел выдерживает 50 000 – 75 000 километров пробега, после чего его требуется заменить/отремонтировать. Если вовремя не произвести ремонт/замену, то это будет чревато потерей управления на скорости, что непременно приведет к ДТП. Шаровая опора – это именно та деталь, при покупке которой попытки сэкономить просто недопустимы. Большинство современных производителей этого узла предлагают потребителю хорошее качество данного товара по адекватным ценам. Лучшие бренды отличаются надежностью и выносливостью всех частей выпускаемых опор, а также обладают расширенным эксплуатационным ресурсом.
Особенности конструкции
Сегодняшние шаровые значительно отличаются от своих прародителей инновационной конструкцией – первые их модели были выполнены на базе штампованных половинок корпуса, которые соединялись точечной сваркой. Современные модели выполняются уже или полностью литыми или разборными (с резьбовой крышкой), могут быть необслуживаемыми и обслуживаемыми (с пресс-масленками). Подобный технический прогресс конструкции вполне оказался полезным и оправданным, повысив в разы уровень безопасности движения, хотя и увеличил ценник на рассматриваемый автомобильный узел. Теперь самая популярная модель шаровой выполняется в необслуживаемой форме, состоит из корпуса, имеющего сферическую выемку, пальца с шаром с одного конца, и с резьбой на другом конце. Пыльник, который окружает палец, отвечает за исключение риска попадания грязи и влаги внутрь корпуса, который заполнен особой густой смазкой.
Основная функция рассматриваемого узла – обеспечение фиксированного положения колеса по горизонтальной плоскости во время его вращения. Палец шаровой может «ходить» в корпусе, раскачиваясь под небольшими углами. Соответственно, в своем креплении шаровая поддерживает и вращательные и линейные перемещения одновременно и совместно с пальцем.
Все компоненты опоры выполняются стандартно из стали. В целях понижения трения касающихся друг друга рабочих поверхностей, углубление в корпусе покрыто полимерными материалами (например, пластмассой). Однако, существуют и такие модели, где полимерное покрытие не применяется – оно попросту отсутствует. Такая особенность конструкции характерна для опор, которые применялись в отечественном автомобилестроении 20-30 лет назад. Эти модели «грешили» часто возникающими люфтами, которые постоянно требовалось устранять посредством подтяжки крышки.
Шаровые могут крепиться в автомобиле двумя способами:
- Первый – опора крепится болтами на рычаге;
- Второй – опора запрессовывается в рычаг.
Если выйдет из строя опора, закрепленная первым способом, то ее попросту возможно заменить новым узлом. Если сломается опора, закрепленная вторым способом, то придется заменить вдобавок и сам рычаг с заранее установленной на него шаровой опорой. Во втором случае замена обойдется куда дороже. Стоит отметить, что запрессованные модели, традиционно, устанавливаются в японских иномарках. Это связано с тенденциями азиатского автопрома, где считается, что лучше поставлять потребителю все запчасти в уже собранном виде. В принципе, такая покупка может оказать несколько дешевле, но вот возможность починки отдельных деталей будет уже невозможна и при выходе из строя всего лишь мелкой части придется менять весь узел.
Признаки неисправности шаровой опоры
Определить неполадки в рассматриваемом узле автомобиля можно по следующим симптомам:
Технические причины неисправностей шаровых опор
В теории, ездить с неисправной шаровой опорой даже возможно некоторое время, но при этом разрушению будут одновременно подвергаться другие, связанные с ней элементы подвески. Внезапное и тотальное разрушение любого подвесочного компонента может привести к потере управления и закончиться аварией. Поэтому если проблема уже выявлена, то замена должна быть произведена как можно быстрее. Стоит всегда помнить, что ШО, как и любой другой механический узел, обязательно подвергается естественной изношенности, но и действия водителя также влияют на срок ее службы. К самым частым техническим проблемам возникающих дефектов возможно отнести следующие пять причин.
Даже самая дешевая шаровая опора может выдержать 50 000 километров пробега, а самая лучшая и дорогая – 120 000 километров. Необходимо понимать, что оригинальные запчасти будут служить дольше, чем бюджетные аналоги. Чаще всего износ начинается с того, что крепежное гнездо увеличивается, результатом чего станет повышение люфта, а значит и стержень будет хуже фиксироваться в гнезде, будет норовить выскочить из него. Эту проблему вполне можно обнаружить визуально, поэтому мастера советуют чаще осматривать авто на предмет плотной посадки стержня в корпусе. Также, признаком естественного износа может стать и разрыв пыльника.
Опора является подвижным элементом, поэтому ее надлежащее движение в корпусе обеспечивается за счет наполнения его смазкой. Смазка может высохнуть со временем, но также ею загустению и высыханию может поспособствовать разорванный пыльник, через который в смазочный слой будет проникать пыль и грязь. Обычно, данная причина легко обнаруживается при регулярном техобслуживании автомобиля.
Пыльник, по сути, является «расходником», поэтому и повреждается чаще других элементов. Влага, пыль и грязь, химические реагенты с дороги – все они будут оседать на резиновой части пыльника, постепенно разрушая ее. Однако, его повреждение легко обнаруживается простым осмотром, тем более, что заменить его, как отдельный компонент, можно и самостоятельно.
При агрессивной езде шаровой узел перманентно принимает на себя чрезмерные нагрузки, которые особенно повышаются при больших скоростях и на неровном покрытии. Если колесо угодит в яму, перескочит бугор, то исходящую вибрацию первой примет на себя опора. При возникновении таких ситуаций на постоянной основе, узел быстрее всего приходит в негодность, а его замена потребуется намного раньше, чем гарантировал изготовитель. Отсюда ясно, что водитель, предпочитающий агрессивную езду, должен производить профилактические осмотры как можно чаще.
К данной причине относятся всевозможные тюнинги и улучшения, которые не предусматривал производитель авто. К примеру, установка более широких и высоких покрышек сменит характер движения шасси, одновременно повысив неподрессоренную массу, а все это вместе увеличит нагрузку на ШО. Таким образом, любые улучшения должны быть соразмерны возможностям опоры.
Диагностирование неисправностей
Всего можно выделить три основных способа:
Продление срока службы опоры
Несмотря на то, что ШО является достаточно капризным механизмом, все же имеется пара простых способов продлить ее срок службы. Если узел уже начал громко и угрожающее стучать при езде, то пытаться его ремонтировать нет смысла – проще установить новый. Однако, соблюдая следующие правила, можно существенно продлить эксплуатацию механизма:
- Периодические профилактические осмотры – под них прежде всего должны подпадать пыльники, ибо они являются первым препятствием, противостоящим разрушению механизма. Осмотр можно проводить как самостоятельно, так и в условиях профессиональной СТО с применением высокотехнологичного оборудования. Стоит помнить, что иногда будет требоваться добавление смазочного материала, дабы стержень ходил в корпусе шаровой без особых проблем. Большинство современных моделей ШО имеют специальный отсек в своей конструкции для пресс-масленки, посредством которого заливка смазки во внутрь больших проблем не представит;
- Аккуратный стиль вождения – не следует постоянно ездить без надобности и на большой скорости по ухабам и ямам – такая езда считается главным «врагом» шаровых опор. Отсюда ясно, что чем бережнее эксплуатировать авто, тем дольше прослужит и каждый его составляющий механизм.
Трудности выбора
Корпуса ШО обычно выполняются на основе сварного металла. Стандартно это сталь, являющаяся недорогим, но износостойким решением. Однако, и сталь имеет некоторые показатели, которые будут влиять на общую цену изделия. Например, высокоуглеродистая ее вариация может иметь прочность от 3,6 до 12,9 единиц. Чем выше данная цифра, тем прочнее ШО, но в то же время и дороже. Кроме прочего, прочность может быть повышена за счет вкрапления присадок в сплав. Ими могут выступать фосфаты и никель – они и продлят срок службы, и увеличат цену товара.
К рычагу спицы рассматриваемые узлы могут крепиться следующими способами:
- С помощью болтов – опора просто-напросто прикручивается к подвижному рычагу. Основное преимущество этой системы заключается в возможности сепаратной смены элемента, оставив прежний рычаг. Так, конечно, несколько снизится общая надежность, но зато можно выиграть в цене.
- С помощью выпрессовки – опора будет прямо запрессована в движущийся рычаг, создавая монолитную деталь. Подобная конструкция отличается повышенной надежностью, но вот ее замена повлечет дополнительные расходы ввиду трудоемкости ремонта.
Рассматриваемый механизм может выполняться с применением различных технологий, что будет обуславливать особенности его эксплуатации. На сегодняшнем рынке пользуются популярностью три основных вида конструкции:
- Штампосварные – они характеризуются бюджетной ценой, но они несколько некачественно удерживают внутри себя смазку. Постоянный дефицит последней будет приводить к преждевременному истиранию деталей.
- Закатные – они имеют доступную стоимость, но не очень прочную конструкцию. Крайне не рекомендованы для агрессивной езды, ибо очень подвержены формированию люфта.
- Цельнокованые – это самые дорогие образцы, которые могут выдерживать нагрузки, превышающие стандартные в 10 раз. Рекомендуются для установки на спортивные автомобили либо на транспортные средства, которые часто передвигаются по бездорожью.
У легковых автомобилей передняя подвеска традиционно оборудована двумя шаровыми опорами – по одной штуке для каждой стороны. У полноприводных авто и внедорожников система несколько сложнее и предусматривает по две опоры на левую и правую сторону, сверху и снизу. Некоторые сегодняшние машины, имеющие задний привод, также оснащаются 4-мя ШО. Отсюда ясно, что не всякая опора подойдет к любому авто. Производитель конкретно прописывает для каких моделей предназначается его товар, указывая данную информацию в технической документации. Однако, подтвердить полную совместимость конкретной ШО и конкретной марки авто можно посредством совпадения их ВИН.
Разные производители по разному комплектуют товар при поставке. Некоторые продают опоры поштучно, некоторые – полным комплектом, вдобавок дополняя приятным опционалом (дополнительные пыльники, стопорные кольца, крепежные элементы, небольшой запас смазки). Естественно, наполненность поставки будет влиять и на цену.
Рейтинг лучших производителей шаровых опор на 2023 год
Для отечественных автомобилей
4-ое место: «ТРЕК»
Данный российский бренд специализируется на производстве запчастей для ходовых частей легковых автомобилей. В каталоге широко представлены опоры для различных типов машин, особенно самых популярных образцов. Особый упор сделан на техническое сопровождение транспортных средств компании «ВАЗ». Среди преимуществ именно ШО от данного бренда – это пыльники со свойствами морозоустойчивости, доступные цены на товары, собственные инновационные разработки, выполняемые в своих же лабораториях. Отдельно стоит упомянуть линейку опор «ТРС», которые имеют увеличенный прочностный запас (до 100 000 километров пробега). Все составные части выполняются на базе легированной высокопрочной стали и имеют антикоррозийное покрытие. Дополнительно конструкция усилена особым вкладышем с повышенными антифрикционными характеристиками и специальными канавками для поддержания смазочного состава.
3-ье место: «MEGAAMPER»
Очередной отечественный поставщик запчастей, который производит шаровые для российского автопрома. Каталог продукции включает в себя адаптированные вариации опор с европейских аналогов. При изготовлении используется углеродистая прочная сталь. Вместо резиновых вставок применяется прозрачный силикон, что увеличивает срок службы всего узла. Силикон отлично переносит температурные перепады и выдерживает экстремальные условия неровной дороги.
Достоинства:2-ое место: «БЗАК»
Российский производитель компонентов управления для ходовых систем транспортных средств разных типов. Компания является официальным поставщиком запчастей для марок «УАЗ», «ГАЗ» и «ВАЗ». Прочность изделий очень хороша, поэтому продукцию можно часто встретить даже на вторичном рынке. Именно шаровые опоры выполняются способом объемной холодной штамповки, чем достигается особая прочность всего узла. Дополнительно на механизм наносится гальванический антикоррозийный слой для защиты металлических оснований.
Достоинства:1-ое место: «БЕЛМАГ»
Этот российский производитель выпускает опоры и для отечественных и для иностранных марок машин. Является официальным поставщиком концернов «УРАЛ», «ГАЗ», «АВТОВАЗ» и «РЕНО-НИССАН». Каталог товаров включает в себя следующие линейки: «Оригинал» (классика с плавной шарнирной работой), «Комфорт» (механизм имеет дополнительное цинковое антикоррозийное покрытие), «Фаворит» (механизм оснащается особой смазкой, дополненной металлической пылью, что снизит износ изделия).
Достоинства:Для иностранных автомобилей
4-ое место: «CTR»
Это компания – выходец из Южной Кореи и ориентирована на изготовление элементов рулевого управления, частей подвески, тормозных систем и трансмиссии для автомобилей азиатского и европейского производства. Опоры от этого бренда устанавливаются на популярные марки, типа Ford, KIA, Hyundai, Daewoo. Все товары соответствуют международным стандартам ISO-9001 и ISO-9002.
Достоинства:3-ье место: «MARSHALL»
Данный производитель родом из Нидерландов. В каталоге товаров представлены запчасти для легкового и коммерческого транспорта. Изделия подходят для американских, азиатских и европейских машин. Корпус и шлиц конкретно шаровых опор выполняются из закаленного и особо прочного металла, что говорит о расширенном сроке эксплуатации. Все составные компоненты обладают защитным покрытием от коррозии, изготовленном на основе фосфатов.
Достоинства:2-ое место: «HOLA»
Еще один производитель запчастей родом из Нидерландов, но основной завод расположен в Бельгии. Производит опоры для легковых автомобилей производства Европы и Северной Америки. Опорные механизмы имеют гальваническое покрытие в целях защиты металла от коррозии. Также, покрытие обладает антифрикционным эффектом, что говорит о малой интенсивности износа.
Достоинства:1-ое место: «LYNX»
Это мировой лидер по производству запчастей для японских автомобилей, родом из этой же страны. Имеется линия для изготовления российских аналогов на собственном заводе. Сталь производится в Японии, характеризуется повышенной прочностью, изделия из нее могут использоваться в самых экстремальных условиях. Товар полностью соответствует большинству международных стандартов, таких как VDA-6, QS-9000, QS-0011, ISO-14001.
Достоинства:Заключение
Необходимо отметить, что некоторые российские продавцы зачастую торгуют откровенным фальсификатом и подделками, которые имеют высокий уровень брака. Соответственно, при покупке нужно тщательно исследовать техническую документацию, внимательно осматривать деталь и требовать у продавца более четких гарантийных условий.
Источник: vyborok.com