Scrambler – класс мотоциклов, представляющих собой что-то среднее между гоночным и внедорожным байком. В описаниях к моделям так и говорится «многоцелевого» или «двойного» назначения. Выбрать настоящий скрэмблер не так-то просто, но обо всем по порядку.
Немного истории
Первые внедорожные мотоциклы появились в начале 20 века, получившие название эндуро (от французского «выносливость»). Созданы они были специально для International Six Day Enduro – соревнований, сутью которого было преодоление многокилометрового маршрута в течение 6 дней.
Маршрут, кстати, включал различные участки – от ровного покрытия до участков гравийных, грунтовых дорог. Техника для таких условий тоже должна была быть соответствующей, рассчитанной на эксплуатацию в любых условиях.
В начале 70 годов произошло разделение эндуро на 2 основных класса – диртбайки, по сути, внедорожники, предназначенные для спортсменов, и так называемые гражданские скрэмблеры (в переводе с английского «борец», «схватка»), на которых можно было спокойно проехать по городским улицам или отправиться на пикник. Ну или устроить любительское ралли по пересеченной местности с заездом на какой-нибудь холм и преодолением пары мелких речушек.
Кстати, название scrambler по одной из версий произошло из-за возгласа диктора, следившего за гонкой. На самом деле это вполне может быть правдой, поскольку преодолеть многокилометровый маршрут в одиночку и дойти до финиша – это и правда больше похоже на схватку, чем на привычные спортивные соревнования.
Особенности
Двигатель, подвеска
Поскольку Scrambler относится к категории «почти вездеходов», то двигатель имеет высокую тяговую мощность. Это основное отличие байка. Разговоры про «дух свободы», дизайн – не более, чем реклама.
Классический двигатель – с воздушно-масляным охлаждением. Такая конструкция позволяет избежать скопления масла на поддоне, продлевает срок службы двигателя даже при эксплуатации в экстремальных условиях. Ну и само собой уменьшить его размеры, во-первых, для более эффективного охлаждения, во-вторых, для уменьшения веса самого байка.
Цепная передача нужна для уменьшения веса самого мотоцикла, увеличения подвижности задней оси. Это основное отличие байка. Разговоры про «дух свободы», дизайн – не более, чем реклама.
Подвеска высокая, с усиленными амортизаторами, чтобы безболезненно выдерживать резкие изменения типа покрытия. Прыгать на таком байке можно, выполнять трюки — нет.
Колеса
Спицованные или с дисками – разницы нет. За первую модификацию ратуют ценители классики. Она ремонтопригодна, выдерживает значительные удары. Второй вариант чаще встречается на бюджетных байках. А вот резина должна быть универсальной, с грунтозацепами и протектором. Чтобы байк уверенно шел и по асфальту, и по мокрой траве, и по бездорожью.
Неправильно выбранная резина нивелирует внедорожные способности байка, сводя их к нулю. Управляемость, к слову, тоже страдает.
Тип конструкции
Изначально скрэмблеры переделывались из классических байков, соответственно и в конструкции рамы никто ничего не менял. Правда, новые модели слегка модифицировали, вернее адаптировали на случай частых падений.
Второй момент – высокое расположение выхлопной системы, просто ради того, чтобы глушитель не цеплял ветки во время езды по бездорожью. Обычно выхлопная система расположена на уровне колена водителя. Изоляция от ожогов – по умолчанию.
Сиденье обычно компактное, узкое, рассчитанное на одного человека (вдвоем при всем желании уместиться сложно). Но, если уж очень хочется, можно найти модели с сиденьем-двойкой.
Ветрового стекла нет – что в классике, что в современных скрэмблерах. Так что если предлагают байк с ветрозащитой и обтекателями, стоит задуматься, какое отношение имеет продаваемая модель к Scrambler.
Крылья до недавнего времени располагали высоко (переднее так и вовсе под нижней траверсой), поскольку предполагалось, что при езде по грязи, которая, скапливаясь зазоре между колесом и крылом подтормаживала эти самые колеса.
Позже стало ясно, что даже самые преданные фанаты не особо готовы рассекать по размытым грунтовкам, и крылья вернули на положенное место.
Оптика
Как на стандартном мотоцикле – фара с поворотником, стопы. Некоторые владельцы защищают фары специальной сеткой, чтобы прилетевшая ненароком ветка или камень не разбил стекло.
Как выбрать
Здесь на вкус и цвет – каждый выбирает из собственных соображений о стиле, эргономичности. Но лучше брать байки известных брендов – и техобслуживание у них обычно на уровне, и с оригинальными запчастями проблем не бывает.
Кстати, о лучших производителях:
- Ducati – итальянская компания, начавшая с производства радиотехники в 20 годах прошлого века. После падения спроса на радиотехнику компания стала выпускать двигатели, а в 1952 году на рынок вышел первый мотоцикл.
Самая известная модель — SCRAMBLER 450. Несмотря на заморочки с алгоритмом переключения передач, байк получил заслуженную популярность за удобство управления (с ним запросто справлялись даже девушки). В 2012 компания была продана немецкой Audi AG, но название бренда осталось. - Herald – британская компания, основанная в 2010 году, которая изначально специализировалась на ретро байках. Позже модельная линейка пополнилась скрэмблерами. Найти их в РФ сложно – дилеров нет, да и цена кусается.
- Husqvarna – шведская компания, основанная в 1689 году. Производит буквально все – от газонокосилок, бензопил до мотоциклов. Хороший сервис, большая линейка моделей байков и «кусачие» цены, которые стартуют от 850 000 рублей. На официальном сайте можно прикупить футболку, бейсболку или мотошлем с логотипом производителя и мини-версию 12eDrive для трехлеток с электрическим двигателем.
- Yamaha – японская корпорация, разработавшая пятиклапанный двигатель с двумя распредвалами, ставший сенсацией не только в Японии, но и во всем мире. В период с 1984-1990 компания занималась разработкой двигателей для гоночных автомобилей, участвовавших в Формуле 1.
Современные ямаховские скрэмблеры мало напоминают классику. Они тяжелее (не менее 180 кг), что связано с увеличением мощности. Так что для новичков точно не вариант.
Альтернативой дорогущим японско-британско- немецким мотоциклам как обычно выступают байки из КНР. По цене обходятся на порядок дешевле (стоимость начинается от 500 долларов) – то, что нужно для тех, кто хочет начать карьеру гонщика без серьезных вложений.
Из минусов «китайцев» — крайне ограниченный ресурс, проблемы с запчастями (иногда определить марку, модель, производителя практически невозможно). Если удастся найти нужную деталь, велика вероятность брака – этим грешат даже неплохие по качеству бренды.
Рейтинг лучших мотоциклов Scrambler на 2022 год
Классика
Yamaha SCR 950
Настоящее ретро из 1970, с высокой подвеской, спицованными колесами. Двигатель двухцилиндровый, четырехклапанный, объемом почти в 1 л. Расход топлива небольшой, при езде на скорости до 100 км/ч и ровном покрытии. Ездить на нем по гравию можно, но не сказать, что комфортно.
Из минусов – слабые тормоза (это при приличном весе), так что при разгоне стоит учитывать, что на остановку нужно будет больше времени. И небольшой дорожный просвет в 5,5 дюймов. В целом – это, конечно, не внедорожник, а пижонистый городской байк.
Bullit Hero 250
Бельгийская компания презентовала новый мотоцикл еще в прошлом году. Это модель в классическом британском дизайне, с 250-кубовым одноцилиндровым четырехклапанным двигателем с водяным охлаждением, моноамортизатором.
Передние и задние колеса разного диаметра. Первые – восемнадцатидюймовые, вторые – на дюйм меньше. Резина – универсальная, с глубоким протектором, никаких проблем с ездой по грунтовке быть не должно.
Цена гуманная, из-за использования китайских комплектующих. Последние, по заявлению производителя, проходят строгий отбор (иначе зачем давать двухлетнюю гарантию на модели этой серии).
Norton Atlas Ranger
Модель, которая действительно справится и с грязью, и с бездорожьем. В ней есть все признаки настоящего скрэмблера, начиная от подвески с большим ходом, разнокалиберными (девятнадцатидюймовое переднее и семнадцатидюймовое заднее) колесами, заканчивая спортивной резиной и защитой от столкновения.
Модель премиальная, стоит соответственно. В оправдание стоит отметить трансмиссию, спроектированную собственно Norton, вилки Roadholder, 650 кубовый двигатель мощностью 84 л.с.
Достоинства:Скрэмблеры в новом дизайне
Ducati Scrambler Urban Motard
Новая модель на базе Scrambler Icon, стилизованная под скрэмблеровскую классику с идентичными характеристиками. Особой мощности от него ждать не стоит.
А вот оформление заслуживает внимания. Семнадцатидюймовые колеса с шинами Pirelli Diablo Rosso III, высоко поднятое переднее крыло, боковые панели под стартовые номера и подчеркнутая «ватерлиния» с имитацией граффити. Цена не гуманная, по прогнозам байк будет продаваться в Европе за 11 000 евро.
Достоинства:Husqvarna Svartpilen 401
По заявлениям производителя за основу была взята классическая модель. На самом деле от стандартного Scrambler здесь только высокая подвеска, 17-дюймовые колеса, да отсутствие пластиковых обтекателей.
В остальном – вполне современный байк с кроссовым рулем, обеспечивающим прямую посадку, одноцилиндровым двигателем и шестиступенчатой коробкой передач Up/down Easy Shift (для переключения скоростей без выжима сцепления). Плюс светодиодная оптика, гидравлические тормоза Brembo и цифровая приборная панель.
Недостатки:Scrambler 1200 от TRIUMPH
Универсал, на котором одинаково комфортно ездить по автобану, в плотном городском потоке или по бездорожью. Двухцилиндровый двигатель объемом 1200 см3, огромные колеса в 21 дюйм и мгновенная отдача на поворот ручки газа.
Высокий дорожный просвет, защита картера и плоская, достаточно широкая подушка сиденья (можно смело садить пассажира), переходящая в объемный бензобак. Тормозная система Brembo обеспечивает безопасность и комфорт за рулем.
Из особенностей – алюминиевые детали корпуса, золотые «перья» вилки и хромированный руль. Все вместе смотрится если не аутентично, то необычно точно.
Достоинства:R nineT Scrambler от BMW
260-килограммовый байк, с внушительными габаритами, больше напоминающий байки из фантастических фильмов. Подвеска с увеличенным ходом, модернизированный двухцилиндровый оппозитный двигатель с воздушно-масляным охлаждением, несколько режимов вождения и адаптивное освещения для безопасного вождения.
Байк развивает скорость свыше 200 км/ч, при расходе топлива в 5,1 л на 100 км (данные с сайта бренда).
В базовой комплектации колеса не спицованные, такая опция предоставляется по запросу. Равно как и встроенная система обогрева ручек, круиз-контроль, спидометр с бортовым компьютером.
Китайские скрэмблеры
Оговоримся сразу – дешевые модели стоимостью до 100000 к байкам, тем более универсальным, не имеют никакого отношения. Это те же слегка усовершенствованные мопеды, сделанные из низкокачественного металла и пластика, больше напоминающие несуразные детские игрушки.
Ездить на них можно, но только на ровной дороге. При попытке с ветерком прокатиться по гравийке, мотоцикл потеряет добрую часть деталей. При повторном эксперименте – просто развалится.
Такие модели развивают скорость до 100 км/ч и годятся для неспешных городских прогулок. Более-менее приспособленные к приближенным к экстремальным условиям мотоциклы стоят не менее 150000 – 300000 рублей.
Racer Ranger RC250-GY8A
С пятиступенчатой коробкой передач, двигателем Yinxiang с водяным охлаждением и 12-литровым бензобаком, которого хватает на 500 км езды без дозаправки. Здесь есть спицованные 18-дюймовые колеса, гидравлический моноамортизатор.
С серьезным бездорожьем не справится, но по грунтовке (лесным, полевым тропинкам) проедет легко. Управляемость неплохая, живучесть для цены в 173000 рублей тоже на высоте.
AVANTIS (GEON) DAKAR 250 TWINCAM
Модель интереснее как в плане дизайна, так и в исполнении. Одноцилиндровый двигатель объемом 250 см3, разный диаметр колес – 21 дюйм у переднего, 18 – у заднего. Усиленные ступицы и алюминиевые обода колес. Плюс, гидравлические тормоза, маятниковая задняя подвеска и литые окрашенные траверсы.
Ведомая звезда фиксируется уже на 6 болтов, а не на шпильки. В общем, вариант понадежнее, а разница в цене с предыдущей моделью — всего в 20000 рублей.
Достоинства:Топ составлен на основании отзывов пользователей, сравнении технических характеристик, соотношения цены-качества. В рейтинге участвуют как новые модели, еще не поступившие на российский рынок, так и старые, ставшие почти классикой.
Источник: vyborok.com