Фэтбайк, что в дословном переводе с английского означает «толстый велосипед» — это своего рода велосипедный внедорожник. Получил свое название за ширину шин на колесах, которая может достигать 4,5 дюймов. Такие колеса проедут по рыхлому снегу, песку, грязи. В общем, там, где обычный велосипед приходится тащить на себе.
Фотография первого такого велосипеда с пояснением «Странно, но правда» появилась в период до 1932 году в одном из американских журналов, который публиковал новости о велоспорте. Фэт выглядел, мягко говоря, странно и несуразно. Читатели тогда просто посмеялись и забыли.
Точная дата серийного запуска первой модели фэта Пагсли не известна. Но Шелдон Браун, известный веломеханик, сравнил его появление с выпуском первого горного велосипеда в 1980 году.
Особенности конструкции
Фэтбайк – тот же горный велосипед, только с увеличенной шириной шин. Все навесное оборудование, от переключателей скорости до тормозов, точно такое же. А высокая проходимость достигается за счет ширины шин и степени их накачки. При низком давлении, от 5 PSI, пятно контакта шин с дорогой увеличивается, колеса как бы «растекаются». За счет этого байк спокойно преодолевает кочки, ухабы, не увязает в грязи. Может использоваться даже зимой для катания по снегу. При высоком давлении в шинах фэтбайк становится обычным горным велосипедом, который можно разогнать на асфальте, колеса при этом, правда, будут здорово шуметь.
Вес таких байков от 14 до 18 и более килограммов. Причем основной вес приходится на колеса. Обод, камера и ободная лента «тянут» примерно на 1,5 кг, столько же весит резина. Итого, получаем не меньше 3 кг на одно колесо.
Еще из минусов – приличные размеры, за счет увеличенной ширины рамы. Что перевозить велосипед, что найти для него место в квартире будет сложнее. Есть, правда, модели со складной рамой. Они на порядок компактнее и немного легче, поскольку диаметр колес у них редко превышает 20 дюймов.
Второй момент – низкая маневренность и динамика разгона из-за утяжеленных колес.
Третий – проходимость по льду, снегу зависит от типа протектора и свойств резины. Задубевшая, нешипованная покрышка будет в любом случае неустойчива к сносу, и никакая увеличенная ширина колеса тут не спасет.
Ну и последнее – проходимость фэтбайка все-таки ограничена. В тяжелом, рыхлом снегу он увязнет, равно, как и в глинистой грязи. Во втором случае грязь заполнит протектор шин, забьет цепь и переключатели.
Как выбрать
При выборе стоит обращать внимание на:
Материал рамы
От него будет зависеть общий вес, срок эксплуатации:
Из преимуществ карбона – отсутствие коррозии, стойкость к ударам. Из недостатков – цена что самого байка, что ремонта. Например, восстановление незначительных повреждений на трубе рамы обойдется в 4500 рублей, значительных (трещин, например) – уже в 10000 рублей. И это без учета покраски. Для сравнения, восстановление алюминиевой рамы стоит от 1000 рублей.
Размер
Обозначается либо в дюймах, либо латинскими буквами (так же, как на одежде). Например, размер рамы в 13 дюймов, может обозначаться и как XS (XSmall – минимальный). Такой байк подойдет для детей ростом 130-145 см.
Только стоит учесть, что размерная сетка может меняться в зависимости от типа, конструкции байка, бренда. Поэтому самый оптимальный вариант подобрать нужную ростовку – это все-таки не ориентироваться на маркировку, а прийти в магазин. Попробовать посидеть на велосипеде, прокатиться на нем.
Вес
Средним для байков на алюминиевой, стальной раме считается вес в 15-19 кг. Бывают, правда, монстры весом больше 20 кг. Только нужен ли такой тяжеленный велик – вопрос.
Легче – только профессиональные карбоновые, которые весят не больше 10 кг, но и стоят 350-400 тысяч рублей (и это не предел). Для сравнения цена на фэтбайки с алюминиевой рамой стартует от 25000 рублей.
Наличие амортизатора, тип тормозов
На недорогих моделях его нет. Но здесь он особо и не нужен. Если на обычном велосипеде амортизатор гасит толчки, удары при езде по кочкам, делает ТС более управляемым и комфортным, то у фэтбайка за все это отвечают широкие шины.
На качественные модели, пусть даже недорогого ценового сегмента ставят дисковые механические (гидравлические) тормоза. Они надежнее и долговечнее, не требуют частого обслуживания. Дают возможность плавного и резкого торможения в зависимости от ситуации на дороге. Плюс они никак не воздействуют на обод. Из недостатков разве что увеличенный вес, сложность в ремонте.
На китайских бюджетных моделях стоимостью до 20000 рублей могут поставить ободные, причем дешевые. Их плюс в высокой эффективности торможения. Минус – эта эффективность сильно зависит от погоды и условий катания. При попадании на обод воды резко затормозить не получится, при езде по песку, грязь забивается между ободом и вилкой. В итоге колесо просто перестает вращаться, плюс скорость износа обода увеличивается в разы.
Где лучше покупать
Вообще, в офлайн-магазине. Там будет возможность проверить, подойдет ли фэт по размеру (особенно важно, если берете ребенку), проверить качество сборки, окраски рамы. Если заказываете на маркетплейсе, обращайте внимание на параметры (тут лучше сравнивать характеристики в нескольких ИМ), отзывы пользователей.
Проверяйте, насколько оперативно продавец отвечает на вопросы, как решает проблему с поставкой, например, бракованного товара. Сразу предлагает вернуть деньги, заменить велосипед или советует в следующий раз проверять заказ в пункте выдачи и приносит извинения за доставленные неудобства (по сути сообщает, что ничего делать не будет).
Что до цены, то это тот случай, когда искать самый дешевый вариант не нужно. Фэты за 15000 рублей сделаны с использованием не сказать, что сильно качественных китайских комплектующих. Да, смотрятся они неплохо, некоторые из них даже снабжены амортизаторами и дополнительным навесным оборудованием. Но на них обычно самые дешевые шины, плюс быстро выходят из строя тормоза, может сломаться рама через несколько недель активного использования. В, общем, если нужен велосипед не на один сезон, то лучше брать модели стоимостью от 25 тысяч рублей.
Рейтинг лучших фэтбайков на 2023 год
Детские
Для совсем малышей возраста 3-6 лет фэтов нет. Самый маленький размер байка рассчитан на 8-13 лет. Но тут все, конечно, зависит от роста ребенка. Стандартная ростовка – 135 см.
TECH TEAM «GARET»
Надежная и простая в управлении модель. Относительно легкая, весом всего в 12,5 кг. С жесткой стальной вилкой, семью скоростями и двадцатидюймовыми колесами. Шины всесезонные, шириной 4 дюйма. Тормоза дисковые, механические, стандартные для такого типа байков. Каретка картриджная, с запрессованными подшипниками – такая считается более надежной, чем насыпная. Картриджые каретки спокойно ходят 5 тыс. км до появления люфтов.
Трансмиссия – Shimano. Это один из основных производителей трансмиссий для горных байков и внедорожников. Шатуны стальные, прочные. Высота сиденья и вынос руля регулируемые, можно спокойно брать такой фэт на вырост.
Достоинства:Цена – 25500 рублей.
FOXX Buffalo
Рассчитан на возраст 9-13 лет или на рост велосипедиста 135 см. Из особенностей – увеличенный до 24 дюймов диаметр колес, жесткая стальная вилка, картриджная каретка Neco B-910 Cartridge. Рукоятка переключения передач двухрычажный триггер Sunrun SL-KD-30. Рама прочная, из алюминиевого сплава.
В целом, неплохой велосипед. Из минусов можно отметить разве что крепление колес типа эксцентрик. С одной стороны это удобно. Чтобы снять колесо не нужны никакие инструменты. С другой – при интенсивном использовании байка такое крепление быстро выходит из строя.
Достоинства:Цена – 19500-25000 рублей.
STELS Aggressor
Надежная модель на комплектующих SHIMANO (кассета, задний переключатель, шифтеры). Смотрится громоздко (вес у этого фэта почти 16 кг), но управляется легко. Спокойно проедет по песку и сможет набрать скорость на ровном покрытии. Из особенностей – дисковые гидравлические роторные тормоза, усиленный двойной алюминиевый обод колес. Диаметр покрышки 24 дюйма при ширине в стандартные 4 дюйма.
Что до отзывов, то они, в основном, положительные. Но из минусов пользователи отмечают отсутствие инструментов для сборки (тот же шестигранник) в комплекте. Шины поставлены самые что ни на есть дешевые. Ну и со сборкой у некоторых возникли проблемы.
Достоинства:Цена – 27800 рублей.
MaxxPro — Fat X20
Этот фэт подойдет даже для шестилеток. Только нужно учесть, что маленький ребенок 15,5 кг (столько весит велосипед) сам на улицу вытащить не сможет. Да и трогаться ему будет тяжеловато.
Это относительно бюджетная модель на стальной раме (отсюда и вес) и двадцатидюймовыми колесами. Длина рамы здесь нестандартная – 12 дюймов против 13 дюймов у остальных моделей в рейтинге. Задний переключатель SunRun RD-HG-04, тормоза дисковые механические. В комплект поставки входит только подножка.
Отзывы на MaxxPro положительные – собирается легко, детям нравится. Велик устойчивый, простой в управлении, спокойно ездит по траве, песку. Вот только входящая в комплект подножка быстро выходит из строя. Просто ржавеет и отваливается.
Достоинства:Цена – 15000 рублей.
Взрослые
Alton FAT ELPASO
Красивый байк от южнокорейского бренда, в агрессивном дизайне с черной алюминиевой рамой и 26-дюймовыми колесами. Из особенностей:
Отзывы на него только положительные. Пользователи отмечают простую сборку, надежность, долговечность компонентов.
Достоинства:Цена – 46000 рублей.
Alaska 20
Модель 2017 года, получившая немало хороших отзывов. Во-первых, этот байк легкий – весит всего 16 кг. Колеса 26 дюймовые, покрышки Chaoyang Big Daddy с увеличенной до 4,9 дюймов шириной. Рама алюминиевая, с встроенными держателями под 2 фляги.
Ни к качеству сборки, ни к надежности комплектующих вопросов нет. По отзывам пользователей, Аляска подходит в качестве транспортного средства для длительных переездов по бездорожью. Спокойно проходит снег, траву, песок, неровный рельеф. Не требует сложного обслуживания (один из пользователей отметил, что пользуется фэтом с 2017 года в интенсивном режиме без замены родных комплектующих). В общем, вердикт пользователей таков – своих денег стоит однозначно.
Достоинства:Цена, к слову, у него не бюджетная – сейчас его можно купить за 70000 рублей.
Electra Cruiser Lux Fat Tire 7D
Позиционируется, как мужская модель, подходит для «водителей» ростом 155-190 см, выдерживает максимальный вес в 90 кг. Смотрится, как круизный, но с более крупными колесами. Скоростей у этой модели всего 6, все комплектующие среднего уровня Shimano.
Ширина покрышек здесь не большая, всего 3,8 дюйма, не дотягивает даже до стандартных 4 дюймов на более бюджетных моделях. Но на проходимости, если судить по отзывам это особо не сказывается.
Весит немного – 17 кг. Подходит для катания (о крайней мере так заявляет производитель) по бездорожью, грунту, траве, снегу. Отзывов на эту модель немного, возможно из-за цены. Но все они положительные. Управляется легко, смотрится необычно, не требует частого обслуживания. Шины отличные, обеспечивают хорошее сцепление с почти любой поверхностью. А еще здесь запатентованная конструкция. За счет измененной геометрии рамы, выдвинутых вперед педалей наклону сиденья ездить на Электре комфортно.
Достоинства:Цена – 99000 рублей на официальном сайте бренда, 95000 рублей в специализированных ИМ.
Stark Fat 26.2
Модель с алюминиевой рамой, 8 скоростями, комплектующими начального уровня. Колеса 26 дюймовые, с покрышками Chaoyang шириной 4 дюйма. Рычаг переключения скоростей Microshift TS-38, триггер. Каретка картриджная, выдерживающая минимум 4000 км. Вес почти 16 кг.
Если судить по отзывам, то байк неплохой. На нем можно кататься зимой, и даже по льду, правда, при езде по рыхлому снегу придется прикладывать серьезные усилия. Качество комплектующих за такие деньги нормальное. Только пользователи советуют брать байк в магазине. Чтобы сборку и настройку проводили все-таки мастера. И неплохо пройти так называемое нулевое ТО после нескольких дней катания, чтобы те же мастера донастроили разболтавшиеся узлы.
Достоинства:Цена – 42830 на официальном сайте бренда.
Итак, при выборе фэтбайка стоит обращать внимание на технические параметры, соотношение цена-качества (тут можно поискать отзывы на модель, желательно не на сайте продавца), вес. Если берете байк для ребенка на вырос будьте готовы к тому, что выносить, затаскивать велик домой придется взрослым. Ни один шести-, восьмилетка не затащит на пятый этаж 15-килограммовый велосипед.
Если не очень разбираетесь в велосипедах, то выбирать фэт лучше вместе с продавцом-консультантом в обычном магазине. В таких расскажут о плюсах-минусах, помогут выбрать модель по росту. Возьмут на себя сборку и периодическое ТО.
Источник: vyborok.com