Цепь для велосипеда – основная его трансмиссионная деталь, которая представляет собой звенья, скреплённые друг с другом перпендикулярно. Работает механизм просто: усилие передаётся от передней звезды к задней, благодаря чему начинает крутиться заднее колесо, и транспорт приходит в движение.
В советские времена владельцы двухколёсного транспорта практически никогда не меняли детали трансмиссии, только в крайних случаях, систему просто смазывали. В наши дни велосипед, как транспорт, стал более сложной конструкцией, именно поэтому важно правильно подбирать детали, это влияет на срок службы и нормальность работы всех агрегатов.
Как устроена велосипедная цепь
Велосипедная цепь устроена таким образом, что каждое звено расположено в одной плоскости. Звенья можно разобрать. В начале и в конце каждого звена вклинены специальные пины, а для того, чтобы всё крутилось и работало, в эти пины вдевают специальные стаканы для фиксации.
Благодаря такой технологии крепления удаётся создавать цепи, практически не ограниченные по длине. К примеру, для трансмиссии с одной скоростью нужна стандартная деталь на 108 звеньев. Такая цепочка надевается на звёздочки жёстко, поэтому точно передаёт движение.
Для скоростных транспортных средств используют цепи на 110 или 126 звеньев. Такая длина обусловлена тем, что она должна охватывать все звёздочки, а также используется натяжитель – под пружинный ролик. Принцип простой: чем больше скоростей у железного коня, тем больше должно быть звеньев.
Какие бывают
Деление цепей происходит по простому принципу: для многоскоростных и односкоростных велосипедов.
Для транспорта без скоростей эту часть трансмиссии производят из стали. Если регулярно ухаживать за ней, смазывая её отработанным автомобильным маслом, то она прослужит длительный срок и пройдёт более 10 тысяч километров. Преимуществом можно считать то, что не происходит растяжения, зубцы звёздочки входят в щели цепи по всей длине, благодаря чему нагрузка от педалей распределяется равномерно, износ происходит медленнее.
Для скоростных моделей используются более узкие детали. На скоростной транспорт можно поставить и классический вариант, ширина которой составляет от 8 до 11мм, но работать она сможет только с самыми широкими звёздами. Если пытаться переключить скорость с такой цепочкой, то она совершенно точно слетит.
Размеры и маркировка
Любой производитель указывает маркировку, по которой можно понять, подойдёт ли цепь для конкретного велосипеда или нет. Рассмотрим пример маркировки: ½» х3/16» – 120 links Pinlength 7,3 mm, где:
Из чего изготавливают
Как часто меняют цепь на велосипеде
Ответ простой: её стоит менять по мере растяжения, то есть, чем больше используется транспорт, тем чаще предстоит проведение замены. В определении процента растяжения может помочь специальный инструмент.
Понять это можно и без инструмента: как только нужно производить замену, появляется люфт, как следствие – проблемы с переключением скоростей. Также при растянутой детали получают повышенный износ звёздочки.
Советы по выбору велосипедных цепей для новичков
При кручении педалей, все звенья, а их около 44 000, находятся в постоянном движении. Из-за постоянного трения цепи способны растягиваться и приносить вред всей трансмиссии. И тогда может дело закончится не только заменой цепочки, но и заменой кассеты и звёздочек.
Изношенная деталь может привести к травме ездока: происходит заклинивание на большой скорости, из-за чего человек может упасть.
Главное внимание стоит обращать на маркировку, которая указывается на коробке от производителя. Указывается количество звеньев, а также, на сколько скоростей она подходит.
1/8 (3,2 мм) – подходят на транспорт с одной задней звёздой, к этому типу относится модель Shimano CN-NX10, NEXUS 114.
3/32 (2,4 мм) – подходят на варианты с 5-8 задними звёздами и элементами для переключения скоростей. К этому типу моделей относится Shimano CH-NG40 ACERA.
11/128 (2,2 мм) – подходят на варианты на 9-12 скоростей. К этому типу моделей относится Shimano CN-HG54 Deore/Tiagra.
5/32 (4,0 мм) – подходит для грузовых и трёхколёсных вариантов, однако на рынке они встречаются крайне редко.
Трансмиссия, количество скоростей | Внешняя ширина, дюйм | Внешняя ширина, мм | Внутренняя ширина, дюйм |
---|---|---|---|
5/6/7/8 | 9/32 | 7,1-7,3 мм | 3/32 |
9 | ¼ 9/32 | 6,5 – 7,0 мм | 11/128 |
10 | ¼ — 9/32 | 6,0 – 7,0 мм | 11/128 |
11 | 7/32 | 5,5 – 5,62 мм | 11/128 |
12 | 13/64 | 5,3 мм | 11/128 |
Чтобы правильно подобрать цепь для горного велосипеда, нужно в первую очередь посчитать звёзды на кассете и трещотке. Задние звёздочки – важный момент, который учитывается при выборе. Для верного расчёта количество скоростей делится на 3, тогда получаются достоверные данные для выбора детали.
Снятие и установка велоцепей: порядок действий
- Вело транспорт переворачивается вверх колёсами. Откручиваются гайки с заднего колеса, их нужно искать на раме.
- Далее снимается болт, снимающий втулку, он имеет специальное ушко, оно также находится на раме. Если лапка не зафиксирована, транспорт не поедет: втулка будет прокручиваться со звёздочкой. Есть большой риск заклинивания колеса.
- Заднее колесо снимается. Далее снимается втулка и кассета.
- Для снятия цепи с кассеты используют специальный инструмент, который называется выжимка. Полузвено размыкается выжимкой при выталкивании пина из посадочного места. Цепной замочек размыкают отвёрткой либо шестигранным ключом.
- Дальше в разомкнутом состоянии она снимается с передней звёздочки. Далее новая запчасть набрасывается на эту же звезду в таком же разомкнутом состоянии.
- При помощи выжимки устанавливается новое звено, в конце затягивается пин.
- После описанных манипуляций можно накидывать цепь на заднюю звезду, натягивать до нормального состояния, затем колесо фиксируется при помощи затягивания болтов.
В качестве проверки проведённого ремонта нужно прокрутить заднее колесо. Таким образом, можно проверить, как разгоняется и тормозит велосипед. Если ремонт проведён правильно, никаких трудностей не возникнет.
Рейтинг лучших цепей для велосипедов
Цепи велосипедные КМС
КМС Х8 Silver, 7/8 (21/24) скоростей, 114 звеньев, ½ Х3/32, серебряная
Рейтинг лучших цепей для велосипедов от бренда КМС открывает эта модель, рассчитанная на железных коней на 7/8 скоростях. Имеет 114 звеньев. Она подходит для горных велосипедов, конструкция не предусматривает втулки, а также без фасок на внешних и внутренних пластинах. Считается усиленным вариантом и подходит для значительных нагрузок. Обработана специальным материалом, который защитит от быстрого растягивания.
Достоинства:КМС Z8.1 (106 звеньев) на 7-8 скоростей
Цепи от компании-производителя КМС отличаются повышенным качеством и долговечностью. Конкретная модель подходит для следующих систем: 1х8, 2х8, 2х8. Вес изделия — 300 грамм.
Достоинства:КМС S1-Z410, 112 звеньев
Данная модель изготавливается из стали и имеет 112 звеньев, вес цепи составляет 350 грамм. Подходит для односкоростных транспортных средств, окрашена в приятный серый цвет. Подходит для размера 1/2х1/8. В комплекте с цепью поставляется замок. По отзывам покупателей, на цепи от этого производителя можно проехать более тысячи километров, после чего полностью растягивается.
Достоинства:КМС Х10 Silver/Black 10 скоростей, 114 звеньев, ½ х11/128, 5,88 мм
Данная модель станет идеальным вариантом для велосипедов на 10 скоростей. Однако цену нельзя назвать демократичной – средняя стоимость составляет 2500₽. Такая цена обусловлена некоторыми факторами: она считается мультискоростной и подходит для шоссейных и горных велосипедов. Также готовые изделия проходят специальную термообработку, благодаря чему цепь служит значительно дольше своих аналогов. Серия цепей Х от КМС обрабатывается машинным способом по уникальной технологии, поэтому изделия этой серии имеют более тихое и чёткое переключение.
КМС Z7 1/2х3/32 на 112 звеньев
Z7 подходит для велосипедов на 6/7 скоростей и поставляется в комплекте с замком. Станет находкой для любителей горных велосипедов. Материал изготовления – сталь, поставляется в единственном цвете – сером. Средняя стоимость – 900₽.
Достоинства:КМС Х12 11/128 12 скоростей, 126 звеньев
Стандартный вариант для велосипедов с одной скоростью. Изготавливается из стали, имеет вес 350 грамм и стандартный серый цвет. Универсальна – подходит для всех велосипедов, в которых предусмотрена только одна скорость.
Достоинства:КМС Z-8.3 на 7-8 скоростей, 116 звеньев, с замком
Можно считать своего рода универсальным вариантом, так как Z8 подходит для велосипедов на 6, 7 и 8 скоростей. Из преимуществ – антикоррозийная обработка.
Достоинства:КМС BMX ½ Х1/8 K1 KOOL, 100 звеньев, 9,4 мм, 1 скорость
По названию модели становится понятно, что она подойдёт для маленьких трюковых велосипедов. Из-за того, что велосипеды такого типа имеют маленький размер, в цепи всего 100 звеньев, и подходит только для одной скорости.
Достоинства:КМС 1/2х3/43 на 114 звеньев, 7,33 мм Z-8,3 серая
Цепь на скоростной транспорт Z-8,33 подходит на велосипеды с 6-ю, 7-ю и 8-ю скоростями. Особенностью модели можно считать то, что она имеет усиленную конструкцию пинов с потайными клёпками. Станет находкой для горных велосипедов. Средняя стоимость составляет 1500₽.
Достоинства:Цепи велосипедные Shimano
SHIMANO CN-HG-54 на 118 звеньев
Цепи для велосипедов Stels можно подобрать от известного производителя SHIMANO. Вместо замковой системы здесь используется система пинов, это можно считать недостатком. Однако в то же время деталь является очень качественной, поэтому полностью оправдывает свою стоимость, она равняется в среднем 3000₽.
Достоинства:SHIMAN0 CN-HG701-11 на 116 звеньев
Несмотря на высокую стоимость (около 5000₽), стоит выделить основное преимущество: её не клинит, как более простые варианты. Также она подходит для велосипедов на 11 скоростей.
Достоинства:SHIMANO CN-NG
Изготавливается по специальным технологиям, поэтому идеально подходит для велосипедов на 10 скоростей. Ещё одна технология позволяет цепи работать бесшумно, благодаря чему эксплуатация изделия становится максимально комфортной. Также обработана материалом против коррозии, однако при активной эксплуатации он быстро стирается, после чего цепь нужно смазывать. Чем активнее использование, тем чаще нужно смазывать. Подходит для горного транспорта, в частности для стиля кросс-кантри.
Достоинства:Рейтинг цепей от других производителей в среднем ценовом сегменте
SRAM PC-1031
Из маркировки на упаковке становится ясно, что РС-1032 подходит для транспорта на десятискоростном оборудовании. При создании для соединения производитель использует специальную технологию быстросъёмного замка.
Достоинства:Taya Tolv-121
Интересный вариант цепи, так как подходит для вариантов с 12-ю скоростями. Изготавливается с применением специальных технологий, благодаря чему увеличивается плотность покрытия, а также присутствует экологичная обработка от ржавчины. За счёт уникального дизайна внутренних и внешних элементов, готовое изделие получает меньший вес, чем у аналогичных вариантов. Купить цепи для велосипедов можно в любом профильном магазине, где помогут с выбором и верным размером, либо заказать в интернете.
Достоинства:Очистка и смазка велосипедной цепи
Очистка
Цепь, как и любой другой узел трансмиссии двух колёсного транспорта, должен подвергаться регулярному правильному уходу. Как правило, очистку цепи делают щёткой или машинкой. Однако есть ситуации, когда под рукой нет нужных инструментов, а почистить цепь надо, как тогда быть? В этом случае можно снять и опустить её в Уайт-спирит на двадцать минут. Это средство легко справится с любыми загрязнениями.
Есть бюджетный вариант: вымыть деталь средством для посуды. Оно наносится на губку или тряпку, далее цепочку протирают и наблюдают за тем, как эффективен этот способ. Бывают «залипшие» куски грязи, которые не поддаются средству, их удаляют инструментами, к примеру, отвёрткой. Чистить можно ещё керосином или растворителем. Если пошла ржавчина, для избавления от неё применяют содовый и уксусный раствор.
Смазка
Есть некоторые признаки, по которым легко понять, что ходовую часть трансмиссии пора смазывать. Грязь на неё попадает из-под колёс, особенно это заметно на грунтовых и мокрых дорогах. Если постоянно ездить на грязной цепи, можно лишиться передних и задних звёзд, расстаться с роликами натяжения и даже переключателями передач.
Уход необходимо проводить каждые 100 километров: сначала основательную чистку, затем качественное смазывание. Очень влияет дорога на степень и скорость загрязнения цепи. Если вы ездите только по грунтовым дорогам, обслуживание придётся проводить чаще.
Приступить к смазке цепи стоит в следующих случаях:
Варианты очистки цепи
Есть несколько вариантов, которые успешно применяются при очистке цепи.
- Быстрая очистка. В этом случае не понадобится снимать цепь. Можно пользоваться тряпкой и щёткой, либо купить инструмент – машинку, созданную специально для чистки цепей. Вопрос лишь в том, сколько денег вы готовы потратить.
- Очистка машинкой. Этот инструмент представляет собой разборный корпус, включающий в себя шестерни с щётками. Она крепится на цепочку, затем в неё наливают моющее средство. Всё, что нужно делать дальше – крутить педали, весь процесс машинка сделает сама.
- Капитальная чистка. Если требуется такая процедура, то стоит понимать, что в первую очередь придётся полностью снимать цепь. Если цепь имеет замок, то для её снятия будет нужна выжимка. После снятия цепь опускается в моющее средство и оставляется на некоторое время. Затем дальнейшая очистка проводится тряпками и щётками.
Чем смазать цепь велосипеда
Смазка для трансмиссии благодаря своим особенным свойствам должна отталкивать грязь и песок от её элементов. Если пренебрегать правилом выбора смазки и не обращать внимание на грязь и песок на цепи, может произойти растачивание посадочных мест пинов, затем происходит удлинение цепи, и нужно либо чинить цепь, либо менять на новую.
Смазки для сухой погоды
Тип смазки | Плюсы | Минусы | Срок службы |
---|---|---|---|
Тефлоновая | Практически не липнет пыль | Быстро вымывается, быстро высыхает, деталь постоянно в масле | 40-50 км |
Силиконовая | Прекрасно отталкивает песок | Смывается водой, поэтому требует постоянного нанесения | 30-40 км |
Графитовая | Недорогая, долго держится, устойчива к вымыванию, не притягивает грязь | Трансмиссия грязная | 130-150км по сухому асфальту, 70-80 км по влажному |
Восковая | Хватает надолго, цепь чистая, не липнет пыль и не нужно мыть цепь перед следующим нанесением | Дорого стоит, сокращает ресурс трансмиссии, быстро вымывается под дождём | 150-200 км |
Смазки для влажной погоды
Для влажной погоды можно выбрать любую смазку, на этикетке которой есть надпись WET. Внутри будет та же самая смазка, только разбавленная растворителем. Такую смазку сложно вымыть водой, поэтому это идеальный вариант для мокрой погоды, но есть и минус: если ездить с такой смазкой в сухую погоду, можно быстро нахватать пыли и песка.
Своевременный уход за своим велотранспортом позволит значительно продлить срок его эксплуатации.
Источник: vyborok.com