Слово «сериал», впрочем, у многих ассоциируется с эпизодической структурой, что для игр означает схему «по эпизоду в несколько месяцев». И если с первой частью, вышедшей в 2016-м, оно так и работало, то вторую и третью IO Interactive решила распространять привычным образом — целиком со дня релиза. Тем не менее это все еще сериал — и заметнее всего это в том, как разработчики строят отдельные миссии. Каждая из них — это очень большая, прописанная история, с событиями в уникальном сеттинге, на впечатляющем своей детализацией уровне.
И, разумеется, воспринимать Hitman 3 без двух предыдущих частей бессмысленно — можно, однако вы и за сюжетом толком не сможете проследить, и за развитием удачных геймдизайнерских находок, которые появились в первой игре перезапуска. Поэтому считаю справедливым и рецензию эту строить по «сериальному» принципу — не повторять в очередной раз то, что было сказано о предыдущих частях (все это — до сих пор актуально), и вместо этого сосредоточиться на том, что Hitman 3 от них отличает.
Previously on Hitman
На протяжении нескольких лет IO Interactive оттачивала формулу, которую придумала в 2016 году, и на этот раз, кажется, довела ее до идеала.
Новая игра — снова про огромные детально проработанные «локации-песочницы». Чаще всего задача героя — убить одну или несколько целей, иногда — вместе с тем еще и заполучить какую-нибудь ценную вещь. Ключевая особенность в том, что и то, и другое всегда — всегда! — можно сделать массой способов, однако сразу вам о них никто, конечно, не говорит. И потому первое, что следует сделать на очередной миссии, — исследовать локацию и отыскать как можно больше возможностей для выполнения задания.
Как и в двух предыдущих играх, возможности для импровизации дополняют придуманные разработчиками квестовые цепочки. Это не то чтобы прям квесты в привычном понимании — речь идет о нескольких важных для той или иной локации событиях и действиях, которые одно за другим так или иначе приведут киллера к нужному результату. Это ни в коем случае не говорит о том, что вам нужно играть только по этим квестовым цепочкам, нет — простор для импровизации и впрямь огромный. Но если выдумывать собственный план не хочется, тогда можно воспользоваться одним из заранее заданных (и грамотно прописанных) сценариев.
В недавнем превью, к примеру, я рассказывал о двух первых миссиях — в одном из небоскребов в Дубаи и в старинном английском поместье. В первом случае главный герой может затеряться среди гостей, взломать один из компьютеров, чтобы назначить своим целям встречу в помещении, откуда нельзя убежать, или, скажем, вместо шарика для гольфа подложить взрывчатку. Во второй миссии можно и вовсе выдать себя за частного детектива — тем более что сеттинг то и подразумевает: огромный особняк на отшибе, загадочное убийство одного из богатеев, его семейство на первом этаже.
Конечно, в Hitman 3 можно переодеться в форму охранника, подойти близко к цели и задушить ее струной. Конечно, можно застрелить цель издалека. Конечно, можно ее отравить. И сделать еще много всего. Локации в этой игре — невероятно огромные, многоуровневые «муравейники» с массой интерактивных объектов (не может ведь эта тяжеленная люстра висеть здесь просто так!) и NPC, разговоры которых полезно подслушать.
Другое дело, что у третьей части есть как минимум одно существенное отличие от двух предыдущих: в новой игре IO Interactive еще сильнее разнообразила изначальные условия на большинстве миссий. Раньше практически все они проходили по одной схеме: 47-й получает задание убить одного или нескольких персонажей, где-то там за кадром добирается до нужной локации и затем ищет способы свое задание выполнить. Теперь же, во многом — в силу сюжетных поворотов, у героя далеко не всегда с самого начала миссии есть четкое задание. Иногда — и цели конкретной нет. На локации в Берлине, к примеру, для начала нужно избавиться от оперативников враждебной корпорации, разгуливающих по территории ночного клуба. При этом оперативники, как и сам герой, тоже любят маскироваться под обычных посетителей, так что их еще нужно отыскать в огромной толпе.
Сами по себе локации и их «сеттинги» — еще одна особенность Hitman 3, выгодно выделяющая новую игру на фоне двух предыдущих. Во второй части, скажем, запоминались от силы три локации, но в этот раз на каждый уровень, я уверен, вам захочется вернуться просто из-за того, как круто он выглядит. Казалось бы, чем таким может запомниться миссия в том же Берлине — это же просто ночной клуб, у которого с одной стороны — лес, а с другой — промзона! Но нет — даже эту идейно бедную локацию дизайнеры IO Interactive — гениальные, не иначе — смогли превратить в одну из самых поразительных в видеоиграх.
И да, разумеется, все уровни, как и сама игра целиком, снова рассчитаны на то, что вы будете проходить их по нескольку раз. За одно прохождение, понятно, всех возможностей не увидеть, но ошибкой будет считать, что прохождение одних и тех же локаций — это скучно. Во-первых, все они выглядят потрясающе. Во-вторых, каждый сценарий — даже те, что вы придумываете на ходу — весьма отличается от другого. В-третьих, с каждым новым прохождением вы открываете все больше и больше вариантов — дополнительные стартовые области, экипировку и так далее.
Единственное, что Hitman 3, как и две ее предшественницы, делает… ну, возможно, не плохо, но странно — это рассказывает свою историю. Короткими, едва ли информативными роликами. Скупыми на детали диалогами и мало что значащими интро перед миссиями. Да и сам сюжет — пустой. Вероятно, так и было задумано — суть ведь вся в вариативности геймплея, — но даже фоновую историю можно было бы придумать поинтереснее. Хотя бы для старых фанатов — они ведь помнят, с чего все началось, оставили бы для них отсылки какие-то что ли.
Несмотря на слабый сюжет, Hitman 3 — все еще потрясающая и очень важная для IO Interactive игра. Никто так не работает в жанре с дизайном локаций, да и сама Hitman — это уникальная история, другого такого же стелс-экшена попросту нет. Здорово видеть, что студия в 2016 году смогла переизобрести формулу своей главной серии и затем настолько ее улучшить. И крайне интересно в будущем будет посмотреть, что она сделает с новой игрой про Джеймса Бонда, которая уже находится у нее в разработке.